КОЛОМЕНСКОЕ
виртуальная выставка
изразец
Мос
ков
ский
рубежа XV–XVI веков
Терракотовые плитки
Терракотовые плиты — самые ранние, а потому редкие образцы керамического архитектурного декора Московской Руси, заменившие белокаменную резьбу. Их быстрое распространение не случайно: они тиражировались с помощью деревянных форм.
Так в конце XV века в Москве сложился новый вид декора, впитавший в себя черты итальянского Ренессанса, но переработанный с учетом местных возможностей и вкусов.

Плита терракотовая
из Симонова монастыря
Москва, конец XV века

Первое появление сверкающих поливных изделий на фасадах зданий Москвы связано со строительством собора Покрова на Рву на Красной площади (1555–1561). Центральный шатер украсили крупные керамические детали, напоминающие звезды, состоящие из гладких изразцов ромбовидной и стреловидной формы — «лучей» вокруг выпуклого «шара».

Композиция «звезда» из декора
собора Покрова на Рву на Красной площади
Москва, 1555–1561 годы

Уникальный элемент архитектурной керамической декорации Борисоглебского собора в Старице, найденный при изучении утраченного памятника, мог быть изготовлен в Москве. Среди других находок: фрагменты архитектурных деталей, керамической надписи и иконных композиций, которые отличает пластичность рельефов и изящество возрожденческих мотивов орнаментов.

Изразец рельефный зеленый из декора
Борисоглебского собора в Старице
Москва, 1561 год

Главная особенность красных изразцов — калейдоскоп сюжетов. Их вполне можно назвать картинками в рамочках с изображением батальных сцен, зверей, птиц и охотника на коне, фантастических животных, двуглавых орлов в геральдических позах, а также сложных орнаментов.
Изразец печной рельефный терракотовый
Москва,
конец XVI — первая половина XVII века

Изразец с изображением зверя Апокалипсиса, в нижней части которого небольшая зеленая капля — свидетельство совместного обжига с другим изразцом, покрытым зеленой глазурью. Производство глазурованных изделий на определенном этапе совпадало с производством терракотовых изделий, об этом также говорит сходство в их орнаментах и размерах.

Изразец печной рельефный терракотовый
Москва,
конец XVI — первая половина XVII века.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Made on
Tilda