КОЛОМЕНСКОЕ
виртуальная выставка
изразец
Мос
ков
ский
XIX века
Фабричное производство
На протяжении столетий печь принимала различные образы, становясь то яркой и доминирующей, то бесцветной (белой) и почти невидимой компонентой интерьера, став средством формирования интерь­ера, все больше привлекая зодчих возможностями малой — «печной» — архитектуры. Особый размах проектирование печей приобрело при строительстве и оформлении интерьеров в XIX веке. Это говорит и о понимании зодчими того, что печь является не только элементом организации и украшения интерьера, но и важным инженерным узлом здания.

Печь изразцовая
из дома на Лубянке
Москва,
середина XIX века

Двухъярусная печь, изготовленная для палат бояр Романовых, украшена рельефными полихромными изразцами с изображением двуглавого орла и грифона — герба Романовых и имеет характерную для древнерусских печей прямоугольную форму. Изразцы для этой и других печей выполнены по эскизам архитектора-реставратора Ф.Ф. Рихтера. Реставрация в палатах Романовых дала архитектору Рихтеру уникальную возможность продемонстрировать свою приверженность наследию предков.
Печь изразцовая
из палат бояр Романовых
Москва, 1858

Панно с инициалами «М.К.» было изготовлено для украшения интерьеров дома промышленника М.С. Кузнецова в Москве. Товарищество М.С. Кузнецова являлось крупнейшей отечественной монополией, в которую входило несколько заводов. В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей керамической продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором».
Панно керамическое.
Фабрика
М.С. Кузнецова
Москва,
конец XIX века

Подобные панно использовались и как вставки в печь. Хотя масштаб производства архитектурной керамики на заводах М.С. Кузнецова был меньше объемов производства фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен: камины, печи, изразцы, плитки, киоты, иконостасы. На хорошо оснащенных заводах Товарищества М.С. Кузнецова были созданы все условия для выпуска этих сложных изделий.
Панно керамическое.
Фабрика
М.С. Кузнецова
Москва,
конец XIX века

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Made on
Tilda