КОЛОМЕНСКОЕ
виртуальная выставка
изразец
Мос
ков
ский
XVIII века
Печные расписные изразцы
Незаменимая в русском быту печь стала идеальным носителем коммуникативного начала. Отмечая свободную, упрощенную манеру росписи, отличную от европейской, исследователи находят в сюжетах и деталях изразцов заимствования из известной в России книги «Символы и Емблемата», напечатанной в 1705 году по приказу Петра I в Голландии и затем еще дважды переизданной в XVIII веке.

Изразцы печные гладкие расписные
(фрагмент печи)
Москва,
середина XVIII века

Сине-белая гамма голландских изразцов, которой следовал Петербург, вскоре наскучила московским заказчикам, и к середине столетия они вернулись к полихромии. Белый, желтый, коричневый, зеленый и синий цвета в разных сочетаниях (иногда трехцветные) позволяли создавать настоящие живописные картины, которые размещались на нескольких изразцах.


Панно печное гладкое расписное
Москва,
вторая половина
XVIII века

В 1709 году по указу Петра I велено было делать живописные изразцы «на манер галанских». Такие гладкие, белые с синей росписью делфтские плитки видел молодой царь во время путешествий в Европу в 1697–1698 годах.
Уйдя с фасадов зданий, изразец теперь гораздо активнее заполнил интерьер, покрывая поверхность печей страницами «изразцовой книги».
Изразец печной гладкий расписной
Москва,
первая половина XVIII века

На белом фоне в роскошных многоцветных одеждах и короне восседает царь Соломон. В создании таких изразцов все чаще принимают участие живописцы, занимавшиеся их росписью, да и сами изразцы в документах того времени называют «живописными».
Панно печное гладкое расписное
Москва,
вторая половина
XVIII века

Московские изразцы с тонкой многоцветной росписью по белой эмали в полной мере соответствуют изделиям этого времени. Роспись свидетельствует об уверенной руке художника, поднаторевшего в создании пышных букетов, диковинных птиц, сидящих на ветвях, корзин с цветами.

Изразец печной гладкий расписной
Москва,
вторая половина XVIII века

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Made on
Tilda