КОЛОМЕНСКОЕ
виртуальная выставка
изразец
Мос
ков
ский
XVII века
Керамические изделия
При соединении изразцов с изображением птицы на стыках «образуется» рисунок стилизованного крупного бутона, цветка или вазы. Наличие подобной орнаментальной рамки давало возможность создавать на поверхности стен зданий и печей большие раппортные композиции. С другой стороны, подобное рамочное обрамление позволяет использовать изразец «поштучно», так как благодаря ажурному обрамлению изразец с птицей выглядит законченным произведением. Не случайно подобные изразцы широко применялись не только в Москве, но и по всей России.

Композиция изразцовая рельефная полихромная
Из декора колокольни церкви Николая Явленного на Арбате
Москва, начало 1680-х годов

Фрагмент раппорта с изображением желтого двуглавого орла. Появление и распространение архитектурных изразцовых композиций московского производства с изображением двуглавого орла, относящихся к 90-м годам XVII — началу XVIII века, было вызвано возросшей ролью государственного герба как одного из самых активных публичных и наглядных средств распространения государственных идей. Наличие такого изображения на фасаде подчеркивало статус здания.


Композиция изразцовая рельефная полихромная.
Из декора здания Главной аптеки на Красной площади
Москва, 1966–1701 годы

Изразцовая серия «Александрия» оказалась столь популярна, что создавалась и в новой технике полихромных эмалей. Изразцы с сюжетами «Александрии» стали одним из тех древнерусских элементов, которые, уйдя с первого плана искусства, продолжали питать народную культуру, повторяясь бессчетное число раз на печах провинциальных купцов и жителей деревни — богатых крестьян и небогатых помещиков, в монастырских кельях и ярмарочных трактирах.

Изразец печной рельефный полихромный
Москва, начало XVIII века

Изразец с изображением одного из самых древних, уходящих вглубь христианской традиции, архетипических мотивов «древо жизни» — две птицы, симметрично размещенные на ветвях растения (виноградной лозы) и повернутые в профиль друг к другу. Образ яркого потока из плодов, цветов, листвы и птиц, вздымающегося ввысь из вазона, восходит к античнос­ти и очень долго сохраняется в средневековых мозаиках, а затем в ренессансном искусстве и имеет глубокий смысл как символ, духовная (религиозная и моральная) аллегория.
Изразец рельефный полихромный.
Из декора колокольни церкви Николая Чудотворца (Николы Явленного) на Арбате
Москва,
начало 1680-х годов

Наличник, состоящий из 14 изразцов, образован двумя полуколоннами, фланкирующими проем с арочным завершением. Оформляя окна на восьмигранных барабанах большой и малых глав церкви, наличник был частью великолепного изразцового наряда домового храма князя В.В. Голицына — большого любителя и знатока зодчества.

Наличник изразцовый рельефный полихромный.
Из декора церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду
Москва,
1686–1687 годы

Панно с изображением двуглавого орла — герба Российского государства — состоит из четырех изразцов. Композицию отличает монументальный характер, подчеркнуто укрупненный масштаб, четкие и ясно читаемые формы. Клеймо использовалось в декоре одной из построек монастыря, поскольку он был основан по приказу царя Алексея Михайловича Романова и содержался на средства государства.

Панно изразцовое рельефное полихромное «Двуглавый орел» из Андреевского монастыря
Москва,
1690-е годы

Панно с изображением евангелиста относится к группе редких фигуративных керамических иконных изображений, производившихся в Москве.
Евангелист изображен в полный рост, в хитоне и плаще, с Евангелием в руках. Панно составлено из трех изразцов одного размера.

Панно с изображением евангелиста Луки.
Из декора церкви Семи Вселенских соборов в Даниловом монастыре
Москва,
1690–1700-е годы

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Made on
Tilda